понедельник, 24 ноября 2014 г.

Довольно здорово и вполне себе вечно


Стоял ли передо мной, человеком, слушавшим «Оборону» с детства и посетившем в период с 1995 по 2007 гг. более двадцати питерских концертов Летова, вопрос "смотреть или не смотреть фильм «Здорово и вечно»"? Конечно, не стоял. Смотреть, однозначно! И я посмотрел. 





В «Аврору» шел с некоторой опаской, боязнью разочароваться. Автор фильма – Наталья Чумакова, вдова Егора Летова. Факт настораживающий, ибо более субъективного взгляда, пожалуй, и не придумаешь. Попробуйте представить себе биографию Джона Леннона в изложении Йоко Оно… Но нет, опасения не подтвердились. Нигде на протяжении всего фильма нет никакого выпячивания себя, самолюбования, никаких «авторских прочтений» и «режиссерских находок»: работа в высшей степени деликатная и тонкая.

Очень удачно выбрана хронология картины. Изложение полной биографии Егора Летова и «Гражданской Обороны» для такого формата означало бы скачки «галопом по Европам», а выбор любого другого периода истории группы, кроме как самого раннего, был бы совершенно алогичным и с точки зрения хронологии, и с точки зрения понимания сущности явления.

Для съемок художественного фильма, конечно, лучше было бы выбрать какой-то более короткий отрезок, от одного дня до пары месяцев, закрутив сюжет вокруг какого-либо известного события из жизни Летова (преследование со стороны КГБ и пребывание в психиатрической лечебнице в 1985 году; выступление на Новосибирском фестивале и запись первых альбомов в 1987 году; самороспуск группы в 1990 году и т.д.). Но раз кино документальное, то и период выбран правильный, жирный: с 1982 по 1990 гг. Времена-то легендарные!

Немного размазанной показалась концовка фильма. Когда стали показывать «Последний концерт в Таллинне», напрашивалось завершение фильма, вот, мол, история «Гражданской Обороны» окончилась и автор ставит точку. Доигрывает песня «Харакири», Егор дважды пропел «А все вы остались такими же», и тут я ждал титров. Но нет, повествование продолжилось, там было про «Прыг-Скок» и смерть Янки, а потом и вовсе перескочили в декабрь 1993 года и стали показывать знаменитый сейшен в ДК Горького. Это уже был необязательный постскриптум, вроде пристройки в стиле сталинского ампира к старинному готическому храму. Совсем другая история, совсем другая.

Но всё же общего впечатления это не испортило. Все составляющие фильма, а это музыкальные отрывки, кино и видеохроники, современные воспоминания участников событий искусно сплетены в единое, неразрывное полотно. И, как и во всяком настоящем произведении искусства, в фильме «Здорово и вечно» есть место юмору, который соседствует с неложным пафосом и, иной раз, даже с трагизмом повествования. Для меня это вообще, пожалуй, важнейший маркер – если в серьезном фильме ни разу не смешно, то грош ему цена. Тут с этим все в порядке – зал хохотал. Конечно же, как и в годы существования Г.О. главным «юмористом» выступил незабвенный Кузя УО. «Потому что смешно!» - его фраза, главный хит, который обязательно нужно было включить и в трейлер фильма. Для контраста, чтобы было рядом – безысходность и смешно.

Не знаю, как бы воспринял это кино человек, совсем ничего не знающий про Летова и Г.О. Наверное, ничего бы не понял. Похоже, что фильм рассчитан в первую очередь на тех, кто в теме. Это не какое-то связное повествование с внятным и последовательным изложением фактов, но нечто похожее на то, чем занимался сам Егор Летов, будь то «пейзажно-ассоциативная лирика» его текстов или аппликации-обложки его лучших альбомов. Картинка к картинке, словечко к словечку, кадрик к кадрику.

У каждого была своя «Оборона», свой Егор Летов. Главное, что удалось авторам фильма – показать, как оно все было на самом деле. Но что за этим всем стояло? «Реальная подоплёка или опять-таки мистическая сила? - Кто знает, дорогой Ватсон, кто знает». …




Комментариев нет:

Отправить комментарий