вторник, 23 июня 2015 г.

Автомобильный трип «Западная Ингрия»


(Санкт-Петербург – Лопухинка – Копорье – Керново – Старое Гарколово – Вистино – Усть-Луга – Кургальский полуостров – Сала – Анненгоф – Кингисепп – Санкт-Петербург)

410 км, 14 часов

 

Скалы и обрывы, святые источники, средневековые крепости, полуразрушенные усадьбы, военные мемориалы, фамильные склепы, ветряные мельницы, заповедные леса, реки, озёра и конечно же наше бескрайнее море – все это Западная Ингерманландия, земля ижоры и води.


Ранним июньским утром мы сели в автомобиль и отправились на запад области. Через Стрельну выскочили на кольцевую и доехали до Гостилицкого шоссе. По нему домчали до Лопухинки. Здесь остановились у заброшенной усадьбы. Старый дом, построенный в конце XVIII века, когда-то арендовал великий мореплаватель Беллинсгаузен, устроивший здесь водолечебницу для моряков. Дом стоит на краю обрыва. Вниз ведет металлическая лестница. Спускаясь по ней, осматриваем обнажения древних известняковых пород. Внизу – красивейшее радоновое озеро, узкое и продолговатое, с водой изумрудного цвета. Ярко светит солнце, вокруг ни души и только птицы не замолкают ни на секунду: над озером раздается самый настоящий концерт.
Радоновое озеро
 Едем дальше до крепости Копорье. Крепость уже два года как закрыта. Ворота заколочены, как будто несуществующий гарнизон приготовился отражать штурм. Но нет, никакого врага поблизости нет. Крепость штурмует время – она рушится. Бездействие властей в данном случае можно расценивать как преступление: крепость Копорье, безусловно, один из важнейших историко-архитектурных памятников нашего региона и потерять ее было бы катастрофой.
Погрустив у крепости, отправляемся в Керново. Здесь расположен военный мемориал под названием «Берег мужественных». Во время войны по реке Воронке проходил западный рубеж Ораниенбаумского плацдарма. Несколько лет шла окопная война, но немцам так и не удалось форсировать эту маленькую речушку. Изрытая земля вокруг мемориала напоминает о трагедии семидесятилетней давности не хуже, чем кресты и гранитные стелы. К мемориалу стягиваются гаишники, курсанты, зеваки, солдаты Вермахта – с минуты на минуту здесь начнется военно-историческая реконструкция. Сматываем удочки.

Едем по «нижней» дороге, повторяющей береговую линию Финского залива. Следующая остановка – деревня Старое Гарколово. В XIX веке здесь было имение генерала Ивана Дибича-Забалканского – усадьба Забалканская. Теперь от нее осталась лишь одна полуразрушенная башня. Её-то мы и ищем. Хотим посмотреть, пока совсем не разрушилась. К сожалению, так можно сказать про многие достопримечательности нашего края, включая такие известные, как уже упоминавшаяся выше крепость Копорье. Промахиваемся с поворотом и пользуемся подсказкой аборигенов. Возвращаемся на трассу и «ныряем» в правильный рукав. Едем меж садовых участков и упираемся в шлагбаум. Выходим из машины, проходим пару десятков метров пешком. А вот и они - графские развалины. Башня очень живописная, хоть и в аварийном состоянии. Со всех сторон ее обложили дачными участками, а она продолжает стоять как последний солдат окруженной и уничтоженной армии. Сколько еще продержится?
Едем дальше по Сойкинскому полуострову до деревни Вистино. Это одно из последних мест, где еще теплится огонек ижорской культуры. Подтверждением этому служит симпатичный деревянный указатель с надписями на ижорском языке. По указателю находим Ижорский краеведческий музей, расположившийся на границе деревень Вистино и Ручьи. Музей открыт, и добрая женщина-смотрительница в отсутствие экскурсовода сама проводит для нас импровизированную экскурсию. С интересом рассматриваем предметы ижорского быта, одежду, рыбацкие снасти, музыкальные инструменты. Все подписи под экспонатами выполнены на русском и ижорском языках. Каждую неделю в музее проводятся занятия по ижорскому языку и гончарному ремеслу для детей, абсолютно бесплатные. Впечатления самые благоприятные.
Едем дальше в сторону Усть-Луги, туда, где остались две последние водские деревни – Лужицы и Краколье. Строительство морского торгового порта поставило под угрозу существование этих деревень и народа водь как такового. Лужицкий музей оказался закрытым, а начавшийся дождь вынудил нас осмотреть деревни лишь из окна автомобиля.
За поселком Усть-Луга мы въезжаем на заповедные земли Кургальского полуострова. Через весь полуостров идет так называемая «ворошиловская дорога» - булыжная мостовая, построенная силами заключенных и местных жителей в конце 30-х годов ХХ века. Дорога местами прикрыта асфальтом, местами сохранилась в первозданном виде. Тряска приличная, и едем небыстро.
Выходим у святого источника: маленькая православная часовенка, рядом купальня и собственно родник. Вода чистая, вкусная, холодная. Лес благоухает запахами хвои, трав, цветов. Воздух опьяняет своей свежестью. Отдыхающих здесь совсем немного, но всюду развешены правила посещения заказника и другие таблички, призывающие соблюдать чистоту.

Среди лесов полуострова раскинулись два красивейших озера. До озера Белого мы не добрались, а у Липовского остановились. Это озеро интересно тем, что вода в нем соленая, так как оно питается водой из Финского залива, поступающей по протоке – реке Липовке. В этой реке местные и приезжие рыбаки удят рыбу.

Пробираемся дальше, распугивая стрекоз и диковинных птиц. С крутого склона спускаемся к деревне Тисколово, лежащей у самого берега моря. Сидим на камнях у воды и смотрим, как где-то далеко на западе вода сливается с небом.

Неподалеку от деревни Конново останавливаемся у двойного мемориала. Парус с нашитым на него ингерманландским флагом – память о капитанах братьях Койвунен, уроженцах деревни Конново, репрессированных в 1937 году. Остатки мельницы – память о мельнике Юлле Пантелее, 91-летнем местном жителе, расстрелянном  немцами в 1943 году за отказ переселяться в Финляндию. Склоняем головы.
Покидаем Кургальский полуостров, загадав обязательно сюда вернуться. Едем вдоль левого берега Луги. На ходу любуемся зданием кирхи в Большом Кузёмкино. Делаем остановку в деревне Сала. Выходим к самой реке, а затем углубляемся в заброшенный парк, оставшийся от усадьбы баронов Корфов. Найти кладбище с фамильным склепом знаменитого дворянского рода оказалось непросто, но совместными усилиями мы это сделали. Шли буквально через огороды по мокрой высокой траве под лай дворовых собак. Но на кладбище тихо, никого нет. Приоткрыв ржавую железную дверцу, входим в часовенку. Все стены усеяны надписями на немецком языке с именами, фамилиями и датами жизни людей, похороненных в склепе. Наиболее часто встречаются фамилии Корф и Врангель, большинство из них умерло в XIX веке. Уходим из деревни.
Едем в поселок Первое Мая, где до революции находился полумызок Анненгоф, также принадлежавший Корфам. Здесь прямо у шоссе стоит ветряная мельница без лопастей, а вдали виднеются развалины фольварка. Мельница имеет бутовую кладку, а ее форма навевает некие мистические ассоциации. Вплотную к ней примыкает заурядный дачный дом с участком. Такой контраст эпох и архитектурных форм, как и в случае с башней Дибича, лишь оттеняет величественность памятников прошлого. Старина уходит в небытие.
Дальше у нас по плану Кингисепп, бывший Ямбург, бывший Ям. Это последняя остановка. Интересен исторический центр города. Красивый Екатерининский собор, восьмиугольная площадь, земляные валы стоявшей здесь до конца XVIII века крепости Ям, с которых открывается шикарный вид на реку Лугу – вот такая у нас получилась прогулка.
Достаточно, вечер, едем домой. Трасса «Нарва». Питер.























   Автор фото - Е. Миронова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий